19 января - 155 лет со дня рождения Валентина Александровича Серова (1865-1911), русского художника
Валентин Александрович Серов, прославленный русский портретист, график и один из крупнейших мастеров европейской живописи XIXвека. «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», полотна с членами императорской семьи, портреты художников, музыкантов, писателей и артистов – эти известные картины принадлежат кисти Валентина Серова.
Родился известный русский художник 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге в артистичной семье. Его отец был музыкальным критиком и композитором, а мать - пианисткой.
Когда мальчику было шесть лет, умер отец, и мать переехала в Мюнхен, где заметила талант ребенка к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу. В девятилетнем возрасте творческие успехи мальчика отметил скульптор Марк Антокольский, который посоветовал нанять для Вали педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин. Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя - они вместе ходили на этюды. «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке – там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело... Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве», - подметил И. Репин.
В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств. В Академии он попал в класс профессора Павла Чистякова, через руки которого прошли Суриков, Поленов, Репин, Врубель. «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени», - вспоминал Павел Чистяков.
Фото взято с сайта:https://valentin-serov.ru/biography/
Без сожаления, после пяти лет учебы, Серов покинул Академию, попросив об отпуске «по состоянию здоровья» и не вернулся обратно. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту «надоело. - Что надоело? - Стены вот, коридоры...».
Круг друзей Серова сложился помимо Академии. Всеми любимый «Антоша», так прозвали его домашние и близкие друзья, часто гостил в подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых Абрамцеве.
Здесь, в Абрамцеве, он написал знаменитое полотно «Девочка с персиками», портрет 12-летней Веры Мамонтовой. Юная натурщица каждый день почти два месяца позировала Серову. «Все, чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров».
Эта работа стала самой известной за всю творческую деятельность Серова, а мастер считается одним из лучших портретистов своей эпохи. На сегодняшний день картину можно увидеть, посетив Государственную Третьяковскую галерею.
Белла Ахмадулина
«Девочка с персиками»
Сияет сад, и девочка бежит,
ещё свежо июня новоселье.
Ей весело, её занятье - жить,
и всех любить, и быть любимой всеми.
Она, и впрямь, любима, как никто,
семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,
и нянюшкой, воззревшейся в окно,
и знойным полднем, и оврагом мглистым.
Она кричит: «Я не хочу, Антон,
ни персиков, ни за столом сиденья!»
Художник говорит о том,
что творчество, как труд крестьян, - вседенно.
Меж тем, он сам пристрастен к чехарде,
и сам хохочет, змея запуская.
Везде: в саду, в гостиной, в чердаке -
его усердной кисти мастерская.
А девочке смешно, что ревновал
угрюмый мальчик и молчал сурово.
Москву давно волнует Ренуар,
Абрамцево же влюблено в Серова.
Он - Валентин, но рекло он отверг
и слыл Антоном в своеволье детства.
Уж фейерверк, спех девочки - наверх:
снять розовое, в белое одеться.
И синий бант отринуть до утра,
она б его и вовсе потеряла,
он - надоел, но девочка - добра,
и надеванье банта повторяла.
Художника и девочки - кумир:
Лев золотой, Венеции возглавье.
Учитель Репин баловство корил,
пост соблюдая во трудах, во славе.
А я люблю, что ей суждён привет
модистки ловкой на мосту Кузнецком.
... Ей данный вкратце иссякает век.
Она осталась в полдне бесконечном.
Ещё сирень, уже произросло
жасминное удушье вкруг беседки.
Серьёзный взор скрывает озорство,
не сведущее в скуке и бессмертье.
Пусть будет там, где персики лежат,
пусть бант синеет, розовеет блуза.
Так Мамонтову Верочку мне жаль:
нет мочи ни всплакнуть, ни улыбнуться.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В 1888 г. он гостил в усадьбе Домотканово, где и решил написать портрет своей двоюродной сестры Марии Симонович, но когда художник бродил по имению и любовался пейзажами, он открыл для себя живописный вид на старинный пруд и принялся писать его в свободные от создания портрета дни. Так летом 1888 году появились два прекрасных полотна кисти Серова: «Заросший пруд. Домотканово» и «Девушка, освещённая солнцем».
Серов говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом - думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Семья была большой и дружной. Всего у Валентина и Ольги Серовых было шестеро детей.
Детей В.А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины» (1900), портрет Мики Морозова (1901) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.
В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России. Портретов кисти Серова известных живописцев, писателей, артистов около двухсот и все они разные. По его полотнам мы знакомимся с людьми той эпохи: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891), обладающий, по образному выражению художника, «золотой глоткой», жизнерадостный друг художника пейзажист К.А. Коровин (1891), одухотворенный И.И. Левитан (1893), подчеркнуто-нервный Н.С. Лесков (1894), художник И.Е. Репин, писатель Н. Лесков и композитор Н. Римский-Корсаков. Портреты-рисунки Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского, И.М. Москвина, В.И. Качалова, М.А. Врубеля, Л.Н. Андреева составляют гордость русского искусства. «Я не портретист. Я - просто художник. Надо добиваться портретности в фигуре, чтобы без головы было похоже. Что делать, если шарж сидит в самой модели, - чем я-то виноват? Я только высмотрел, подметил», – говорил как-то В.А. Серов.
Серова осаждают высокопоставленные заказчики: портрет М.Ф. Морозовой (1897), С.М. Боткиной (1899), портреты князей Юсуповых (1901-1903) и др. 3.В. Юсупова (1902) обаятельна женственностью и мягкостью, Г.Л. Гиршман (1907) отличается аристократической тонкостью. Серов был очарован. «Славная княгиня», - писал он жене, - «в ней есть что-то тонкое, хорошее».
Художник заостряет свое внимание на крестьянском быте. Появляется цикл деревенских пейзажей и называет его «Крестьянский Серов». Мастер хочет показать скромную поэзию русской деревни «Баба с лошадью» (1898), «Баба в телеге» (1896), «Зимой» (1898).
В 1892 году началась целая серия портретов императорской семьи, так как художнику заказали картину «Император Александр III с семьей» - в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Над образом Александра III Серов работал по фотографии. Эскизные портреты детей царя - 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и 11-летней Ольги - художник рисовал с натуры.
В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе - он написал акварель «Миропомазание Государя Императора».
Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в тужурке офицера Преображенского полка. В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».
После распада Товарищества передвижных художественных выставок в 1898 году появилось новое объединение художников «Мир искусства», где Серов стал «душой» объединения, занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства».
В конце XIX века Серов увлекся черно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова - изучал повадки волков, лисиц, ворон.
Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Лучшей моделью Серов в шутку называл бульдога, с которым для портрета позировал Феликс Юсупов - сын княгини Зинаиды Юсуповой.
После смерти Павла Третьякова Серова избрали членом совета Третьяковской галереи. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества - руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых - Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян - считали Серова своим главным учителем и наставником.
«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму... Смех его был чрезвычайно тонок», - вспоминал Константин Коровин.
В портретах последних лет – О.К. Орловой (1911), В.О. Гиршмана (1911) – художник стремится к обостренной выразительности формы.
Ранним декабрьским утром 1911 года Валентин Александрович Серов начал собираться в дом князей Щербатовых, куда художника пригласили рисовать семейный портрет. И тут с мастером случился сердечный приступ, и смерть пришла мгновенно. А было ему на момент смерти всего 46 лет.
Чтобы не писал художник – всё удавалось и подчинялось мастеру, портреты, пейзажи, жанровые картины, исторические, но самое удивительное – Серов буквально с первого взгляда видел человека, или явление, «насквозь».
В. Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».
https://valentin-serov.ru/biography/