
Из рассказа Александра Васильевича дети узнали, что Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли и является северной полярной областью, включающей Севеpный Ледовитый океан и его моpя.
История освоения Арктики началась еще славянами в VI веке нашей эры, в 11 — 13 вв. новгородцы "проведали" территорию от Кольского побережья до бассейна Печоры, проникли за Урал. C середины XVI века поморы, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. Важную роль в укреплении позиций России на Севере сыграла Северная война (1700-1721гг.).
Таким образом, исследование Арктики никогда не прекращалось. Впоследствии была организована Великая Северная экспедиция, экспедиции Литке, построен первый мощный ледокол "Ермак", проведена гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, экспедиции Седова, Брусилова, Русанова.
В XIX и в начале XX столетия проводились широкомасштабные гидрографические исследования Белого, Баренцева и Карского морей.
Особое внимание на лекции было уделено освоению Арктики в советский период, когда строились специальные станции для изучения географии, проведения метеорологических, гидрологических и других наблюдений, осваивался Северный морской путь, формировалась полярная авиация, арктический российский флот, организовывались дрейфующие станции.
Рассказ Смуренкова сопровождался документальными историческими материалами и презентацией.
В настоящее время освоение Российской Арктики ведется в направлении увеличения динамики хозяйственного использования потенциала региона. А научно-технический прогресс помогает выявить новые возможности, перспективы, проблемы и цели России в освоении Арктики.