
Певцы былин воспевали широту Русской земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов. С особым чувством певцы пели о богатырях и об их славных делах. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги, что защищают?
«Песенные строки легки и естественны: повторения отдельных слов и предлогов, самый ритм ненавязчивы и не мешают передаче смысла». Как легко и приятно читать былины и взрослым, и детям. Ударение падает на третий слог от начала стиха и на третий слог от конца и, кроме того ударным всегда бывает последний слог. Чтобы выдержать это правило, певцы нередко растягивали и стягивали слова. Рифмы в былине нет, она затрудняла бы естественное течение речи. Но все же певцы не отказывались совсем от созвучий. Так все травушки-муравы уплеталися Да й лазоревы цветочки осыпалися… Мелодия былинных напевов связана с интонацией разговорной речи. Пение настраивает слушателей на восприятие рассказа о событиях далекой истории... Вот об этом у нас и шла беседа с детьми. Под звуки гуслей мы старались прочитать - пропеть небольшие отрывки из былин - «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Василий Буслаевич». Былину «Слепой» А. Толстого мальчишки и девчонки слушали с особым интересом. Значит, все наши старания не напрасны. Литературный час удался.