Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Народно-художественные промыслы земли Рязанской

Наша древняя и благодатная земля богата художественными традициями, уходящими в глубь веков, и является уникальным заповедником самобытной культуры, народных промыслов и ремесел. Рязанская земля - настоящая сокровищница народного декоративно-прикладного искусства. Многие его виды возникли в разное время, продолжается этот процесс и сейчас. Эта область творчества имеет различные формы проявления. Существуют традиционные промыслы, возникновение которых относится к послереформенному периоду 1861 г. «Кустарные» промыслы, так они назывались в конце XIX – начале XX века, имеют свою длинную и драматическую историю. Бывали всплески внимания государства к ним, потом они сменялись периодами охлаждения и даже забвения. Многие промыслы прекратили свое существование, коснулось это и Рязанской земли: так в конце XX века ушли из жизни последние мастера вырковского (Касимовский район) промысла. Особую сферу народного декоративно-прикладного искусства представляет самодеятельное творчество, оно не отгорожено четкой границей от традиционного искусства, имеет с ним много точек соприкосновения. Талантливые самоучки работают во многих областях самостоятельно, сфера традиционного искусства широко представлена и на Рязанской земле. Изделия рязанских мастеров находятся в различных музеях в России и по всему миру. Высокие художественные достоинства произведений прикладного искусства, их красота, выверенность форм, насыщенный колорит всегда привлекали заслуженное внимание как специалистов, так и широкой публики.

Скопинский гончарный художественный промысел


На юго-западе Рязанской области, в 100 км от Рязани, находится старинный русский город Скопин. Упоминания о нем относятся еще к периоду Древней Руси, но широкую известность, которая давно уже перешагнула границы рязанской земли, принесла городу слава скопинских гончаров. Официальная дата рождения скопинского гончарного художественного промысла – 1640 год. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара – Демка Киреев, сын Берников. Своему зарождению на рязанской земле скопинская керамика обязана глине, которая в больших количествах залегает в окрестностях города Скопина. Вообще же глиняную посуду в этих местах производили еще во времена Киевской Руси, еще до появления города Скопина. Первые письменные источники, сообщающие о наличии в Скопине гончарного промысла, относятся к XVII веку. Сначала промысел развивался как чисто утилитарный, обеспечивая местных крестьян и горожан нехитрым набором добротной глиняной посуды самых простых форм: крынки, емкости для теста и воды, миски, кувшины, горшки и т.д. Всероссийская известность пришла к скопинскому промыслу во II половине XIX века. В этот период начался удивительный расцвет скопинской керамики.
Связано это с производством глазурованных фигурных сосудов, подсвечников, скульптур, украшенных сложной лепкой и выполненных в виде драконов, кентавров, сказочных львов, а также с фигурами рыб, птиц и домашних животных. Причем скульптура не является дополнением к сосуду, элементом его декора, а, напротив, сливается с ним, представляя собой единое целое.

Этому способствовала высокая пластичность местных глин, которая позволяла мастерам находить разнообразные декоративные решения.
Скопинские мастера выработали свои оригинальные приемы обжига и глазури. Особенно любимым был образ легендарной птицы Скопы, от имени которой и произошло название города. «Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов» - так оценивал изделия скопинских мастеров конца 19 – начала 20 века один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков. Огромный спрос на фантазийные глиняные работы наших мастеров существовал в Москве, Липецке, Рязани. С рынков и базаров скопинские «фигуры» расходились в собрания коллекционеров и любителей народного искусства. Изделия скопинских мастеров охотно приобретали известные художники В.М. Васнецов, В.Д. Поленов и коллекционеры П.И. Щукин, А.А. Бахрушин.
Старейшие музеи России также стали целенаправленно пополнять свои собрания подобными произведениями. В них и сегодня можно ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конца XIX - начала XX веков. Традиции промысла, пережив расцвет на рубеже веков, столкнулись с его объяснимым естественным упадком в 1920-1930-е годы. И лишь в 1960-1970 гг. началось возрождение промысла. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас это ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир». В настоящее время творческий коллектив промысла бережно хранит и творчески развивает традиции древнего скопинского ремесла. За годы деятельности предприятия его мастера были удостоены высоких наград. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен.
По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные изделия - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов,- делаются авторами вручную на гончарной основе. Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. Произведения скопинцев украшают собрания более 50 музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
На базе промысла каждые два года проходят международные фестивали гончаров. В 2007 г. в городе Скопине открылся Всероссийский музей гончарного искусства.


Лозоплетение


Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения, издревле было неотъемлемым элементом традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из луба и бересты, в крестьянском быту широко применялось плетение из ивого прута и лозы ежевики. До 1861 года лозоплетение не выходило за рамки домашних ремесел, каждая семья изготовляла из ивняка для своих нужд необходимые изделия. По свидетельству этнографов, в XVIII- XIX веках плелись круглые корзины, большие и малые, короба, зыбки для детей…
После отмены крепостного права в ряде сел начинает развиваться плетение корзин как тары под грузы на водном и железнодорожном транспорте. Большие партии корзин плели в селах Борок, Увяз, Тырново. Производились и сложные бытовые предметы. Так, чуть более тридцати лет в селе Тырново во время экспедиции был найден дорожный сундук из ивого прута с датой и местом изготовления: «1878 год. Тырнова слобода». Из села Лубонос происходят плетеные из лозы короба для пряжи, выполненные в конце XIX века и хранящиеся в коллекции Шиловского краеведческого музея.
В послевоенное время плетение продукции частниками сократилось. Но в 1950 – е годы на плодоовощном комбинате продолжают изготовление тарной продукции.
В 70 - е годы небольшое количество мастеров работает в цехе Шиловского деревообрабатывающего комбината. В 1994 году предприятие переименовано в «Шиловский промкомбинат», а спустя 6 лет – в ООО «Шиловский комбинат», а с ноября 2004 года – в ООО «Шиловская лоза». Выпуск плетеных изделий за этот промежуток времени возрос в 20 раз, ассортимент изделий из лозы широкого потребления стал чрезвычайно обширным – всего около 100 наименований, от простейших корзин до высокохудожественной мебели самых различных типов – наборного, густого и ажурного плетения. Вот лишь некоторые из них: диваны, кровати, стулья, кресла, столы, кухонные уголки, торшеры, тумбочки, трюмо, санки, люльки, абажуры, вазы, корзины, подносы, панно, подставки, вешалки, короба, зеркала в оправе, часы в оплетке, сахарницы, кашпо…
На предприятии – более 30 человек. Есть в коллективе немало людей, достойных уважения и признательности. Среди них – Т.Ф. Десятова, Н.В. Гуськова, С.М. Мазурова, И.В. Кадилина, И.Г. Медведева. Все они трудятся в цехе плетения. Их работа, несомненно, требует усидчивости, кропотливости, терпения и, конечно, навыков и умения. Благодаря их труду, продукция вышла на межрегиональный рынок, обрела постоянных заказчиков, количество которых со временем увеличивается.
ООО «Шиловская лоза» награждено многими дипломами и грамотами. Среди них – дипломы: за активное участие в 7 – й Международной универсальной выставке – ярмарке «Весна – 2006» в Гомеле, за высокое качество выпускаемой продукции на национальной выставке – ярмарке «Беларусь – 2006», за сохранение национальных и культурных традиций в 3-й Московской международной ремесленной выставке – ярмарке «Золотые руки мастеров» в 2004 году, за преемственность традиций по развитию народных промыслов во II Всероссийской выставке-ярмарке народных художественных промыслов и ремесел финно-угорских народов, за качество и оригинальный дизайн продукции в VI специализированной выставке-ярмарке «Уютный теплый дом – 2006», за участие в V Московской выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья – 2006», за сохранение традиций народно-художественных промыслов и активное продвижение продукции в XII многоотраслевой торгово-промышленной выставке-ярмарке «Место встречи – Казань».

Предприятие работает на базе местных естественных лозонасаждений. Заготовка, обработка сырья, плетение требуют большого ручного труда, труда творческого, труда созидательного.
Сделанная из натурального, экологически чистого сырья, она благотворно влияет на здоровье человека, создавая в его жилище тепло, уют и комфорт. Помимо этого плетеные из лозы вещи очень практичны и долговечны. За эти достоинства потребители высоко ценят изделия из лозы и готовы платить за них немалые деньги.
Мастерство старинных народных умельцев живет и поныне.



Кружевоплетение


С вышивкой самым тесным образом связано кружевоплетение. Плетение кружев в Рязанской губернии издавна бытовало в крестьянских семьях. В ХIХ веке кружево плели во многих уездах, но особого развития достиг кружевной промысел в Михайлове. Михайловское мерное кружево значительно отличалось как по технике плетения, так и по характеру рисунка от других кружев. Выполнялось оно в технике численного плетения, было плотным, имело богатую расцветку, куда входили красные, синие, желтые и др. цвета. Элементы михайловского кружева носят народные названия «бубенцы», «мысы», «городки». Михайловский кружевной промысел мог видоизмениться или прекратить свое существование, если бы не талант и подвижническая деятельность народного художника России, лауреата Государственной премии России Дианы Алексеевны Смирновой. Она не только вдохнула новую жизнь в михайловское кружевоплетение, значительно расширив диапазон его применения, но заново открыла его красоту, новаторски используя его фактуру, плотность, масштаб. В своих произведениях она сумела соединить счетную и сколочную техники, возродила приемы рязанского и скопинского кружевоплетения, создала дивные по красоте декоративные панно, современные женские костюмы на основе рязанского кружева. Ее творчество – пример того, как активно живет народный промысел в нашей жизни, как он востребован и популярен.
В 1960 году промартель выросла в строчевышивальное производственное объединение «Труженица». Переименовывать предприятие не стали в знак уважения к его истории, заслугам, к тем, для которых фабрика стала частью личной судьбы. Отныне рукотворные, изумительной красоты изделия приносят славу «Труженице» не только в области, стране, но и за ее пределами. Цветное кружево пленяет своей красотой и изяществом, оно стало «визитной карточкой» старинного города Михайлова. Сегодня предприятие ЗАО «Труженица» входит в ассоциацию «Народные художественные промыслы России». Свыше 20 лет возглавляет предприятие Н.А. Дежина, заслуженный работник легкой и текстильной промышленности России.
Изделия михайловских мастериц завораживают своим совершенством, буйством фантазии и жизнерадостностью участников и гостей многочисленных выставок, ярмарок. Михайловскому радужному кружеву и вышивке рукоплескали в Японии, Греции, Иране, Югославии, Аргентине, Монголии, Германии, Венгрии, Афганистане, Франции и других странах.
Изделия «Труженицы» занимают почетные места в экспозициях Государственного Русского музея, Российского этнографического музея (Санкт-Петербург»), Музея народного искусства (Москва), Государственного историко-художественного музея-заповедника (Сергиев Посад), Государственного дома-музея П.И. Чайковского в Клину, Рязанского государственного историко-художественного музея и, конечно, Михайловского исторического музея. «Труженица» - неизменный участник Всероссийских выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
Прекрасные подарочные сувениры выпускались на «Труженице» специально к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, Московской Олимпиаде, 900–летию Рязани, 850-летию Москвы, 300-летию Санкт-Петербурга, другим важным датам и знаменательным событиям.
Панно, скатерти, салфетки, дорожки разных форм, размеров, расцветок (до тысячи различных наименований), товары народного потребления – таков далеко не полный ассортимент выпускаемых ныне изделий «Труженицы».
Для того, чтобы исчисляемый веками промысел не был забыт, чтобы не оборвалась незримая нить, связывающая многие поколения, трепетно относящиеся к истинному искусству, в некоторых общеобразовательных школах михайловского района, при Доме детского творчества действуют кружки, где азам кружевоплетения, вышивания учат юных рукодельниц. Очень хочется верить: будет жить и передаваться из поколения в поколение это прекрасное ремесло. Ведь искусство народных умельцев – достояние всей России.

Колокольцем звенит название, мороз­ным узором стелется по белоснежному полотну вышивка - кадомский вениз. Сколько чистоты и света в дивной этой красоте! Сколько волшебства в руко­творной сказке!
Впрочем, создают такое чудо не феи - ворожеи, а самые обычные земные женщины. Хотя земные-то они земные, а вот обыч­ные ли? Ведь разглядеть в обыденном окружении прекрасное и передать его в узоре, да так, чтобы у всякого, кто на него взглянет, дух захватывало, дано не каждому. Для этого и сердце зоркое да щедрое иметь надобно, и руки ловкие да умелые.
...Существует легенда о том, как появился кадомский вениз. Считается, что госу­дарь Петр Первый был против того, что­бы «розоватые брабантские манжеты» ввозить из-за границы. Поэтому один из царских указов повелевал в России кружево плести не хуже заграничного, а его требовалось немало для введенной в моду европейской одежды для знатных людей. Чтобы не переводить золото на заграничное кружево, выгоднее было вы­писать из-за рубежа мастериц и обучить российских женщин плести иглой сказоч­ные узоры. Из далекой Венеции, собрав в дорожную котомку нитки, иголки и кружево, отправились в путь несколько монахинь. Почему они оказались именно в Кадоме, легенда не рассказывает. Но будто бы именно они учили местных женщин мастерству плетения. Усидчивости, терпения, трудолюбия кадомчанкам было не занимать, а значит, и тончайшая заморская вышивка оказалась им по плечу. Так и прижилось венецианское мастерство в здешнем живописном крае.
Из поколения в поколение передавалось искусство плетения кружев. Знало оно и взлеты и падения покупательского спроса. Но именно на основе этой вышивки родился кружевной и вышивальный промысел. У истоков промысла стояла местная помещица М.А. Новосильцева. Она организовала школу для обучения крестьянских девочек шитью кружев по филе-плетению сетки и вышивке венецианским швом. Позже М.А. Новосильцева передала свой промысел дочери М.Ю. Авиновой. Создавали рукодельницы художественные вышивки, скатерти, салфетки, блузки, игольчатое кружево. Продукция сбывалась в Петербурге, Москве, Киеве, Лондоне.
Слава о кадомских изделиях шла по всей России. Тому свидетельство – многочисленные награды, которых они удостаивались на выставках. В 1910 году изделия кадомских мастериц заслужили бронзовую медаль на сельскохозяйственной выставке в г. Моршанске. Через год в том же Моршанске получена серебряная медаль, в 1912 году – золотая. На Всероссийской кустарной выставке 1913 года экспонаты, представленные кадомчанами, были отмечены золотой медалью. Такая же награда была получена в Лионе, Диплом первой степени – на выставке в Мексике. Все это снискало большую популярность кадомским изделиям.
Коллектив производственного кооператива «Кадомский вениз» сохраняет и развивает традиции уникального промысла – тонкого игольчатого кружева в технике «вениз». Здесь работали и работают мастера, создающие изумительные по красоте вещи, которые по праву можно назвать произведениями искусства. В памяти старожилов – доброе имя М.И. Пикулиной. Всю свою жизнь она посвятила вышивке. Изделия, выполненные этой мастерицей, до сих пор вызывают восхищение. Их лицевая и изнаночные стороны почти не различаются: ни узелочка, ни обрывка ниточки нигде нет. Вот такая филигранная была техника вышивки!
Художница Е.В. Шембакова – одна из тех, кто возрождал вениз, когда в послевоенные годы он находился в забвении. На предприятии тогда шили блузки, манишки, вязали перчатки. Именно художник должен был разработать такие рисунки, чтобы вдохнуть в выпускаемый ассортимент жизненную силу. Художница тогда еще поняла, что ставку надо делать на вениз, именно за ним будущее. Училась сама и учила других. И вскоре о кадомском венизе снова заговорили. Изделия нашли покупателя. Более того, накидки, скатерти, выполненные руками мастериц и вышитые по рисункам Е.В. Шембаковой, на выставках в Брюсселе и Монреале в 1954 году были отмечены дипломами. На место старых мастеров пришла достойная смена. Мозг предприятия – художественная лаборатория, где рождаются не только модели модных блузок, платьев и костюмов. Здесь рождается чудо – настоящие произведения искусства.
Стежок за стежком ложатся на ткань, заплетая нитку в сложный узор, одухотворяя обыденность, воплощая в зримые образы замысел художника. И уже вот – вот взмахнет грациозно крылом «Царевна-Лебедь», и раскроет под теплыми руками «Каменный цветок», в самое сердце взглянут очи Богородицы… Иконы, портреты, пейзажи, панно, блузки…Как не похожи они друг на друга, как разнятся внутренним своим наполнением! И все же есть нечто объединяющее их – они вышиты руками кадомских мастериц, бережно хранящих бесценное наследие, доставшееся нам от прабабушек, старинную и неповторимую технику вышивки – вениз.
Душу вкладывают мастерицы в свои изделия, кои по праву произведениями искусства именовать можно. Поэтому и оживает сказка под иглою.


Вышивка


Вышивка – один из самых распространенных видов рукоделия, издревле связанный с созданием одежды, предметов убранства жилого интерьера. В прошлом буквально каждая русская женщина любого сословия умела вышивать с детства. Происхождение рязанской вышивки тесно связано с народным женским костюмом, отличительной особенностью которого было обилие красного цвета. Рязанская область традиционно занимала одно из ведущих мест среди других областей по широкому распространению и разнообразию вышивки.
В каждой местности вышивка имела свои технические приемы и орнаментальные мотивы. В Рязанском районе преобладали белая и цветная строчки, счетная гладь, роспись, в Михайловском – счетная гладь, крест, в Кадоме – белая строчка и вышивка по плетеной сетке (кадомский вениз), в Спасске – тамбурный шов. Орнамент рязанской вышивки – геометрический или геометризированный.
Жители Сапожка всегда бережно хранили привитое с детства стремление к красоте. Народное творчество для них являлось частью национальной культуры, и знание рукоделия считалось необходимым признаком образованности и даже – благородного происхождения.
Валентина Николаевна Морозова, ныне известная в Сапожке рукодельница. «Фирменные» подарочные изделия – дорожки, половички – вязаны крючком. Экспериментирует В.Н. Морозова и в аппликации, создавая самобытные произведения.
В искусстве В.Н. Морозовой мы видим творческое осмысление культурного наследия края. Совершенства достигает она в традиционной для Сапожка вышивке крестом «красным-черным по белому» и «бело-черным по красному». В этой технике сделаны народные женские костюмы, полотенца, на которых невероятным образом уживаются сюжеты старинных образцов вышивки с полетом фантазии художницы. И всюду традиционно звучит рисунок цветка.
Успешно развивает В.Н. Морозова и другой вид многоцветной вышивки – гладь, расширяя круг мотивов, вводя новые образы в работах «Петух», «Снегири на снегу», в ряде композиционно завершенных произведений, таких как «Храм», «Зимний пейзаж». В отточенной технике, строгости колорита и гармоничности рисунка ощущается искусство настоящей художницы, обладающей природным чувством меры и красоты.
В начале ХХ века вышитые изделия Рязанской губернии продавались во многих городах России и шли на экспорт. В советское время в области существовали фабрики, где, несмотря на значительные изменения в технике и технологии, сохранялись традиционный круг сюжетов и образов, ритмический и колористический строй, техника швов и разделок. Сейчас экономическая ситуация изменилась, но рязанская вышивка продолжает успешно развиваться как в творчестве отдельных мастериц, так и в творческих коллективах.
Огромная роль в сохранении и развитии традиционных техник принадлежала заслуженному художнику России, лауреату государственной премии России Валентине Васильевне Грумковой, в произведениях которой представлена настоящая энциклопедия техник как крестьянской, так и дворянской рязанской вышивок. В уникальных произведениях В.В. Грумковой, хранящихся в Рязанской художественном мезее, в собрании Рязанского кремля, традиционная вышивка обрела новое дыхание, новую яркую жизнь.
В настоящее время самым интересным мастером рязанской вышивки является член Союза художников России Е.В. Колодкина. Творчество Елены Колодкиной – пример того, как в произведениях современного художника по-новому могут звучать музыка и философия древнего орнамента, как в плоскостных изделиях, так и в костюмах. Еще одна плодотворная форма деятельности Е.В. Колодкиной – создание кукол в народных костюмах различных уездов бывшей Рязанской губернии со всеми элементами поневного комплекса и головными уборами.


Художественная роспись

С давних времен Касимовская земля славилась своими народными умельцами, изготавливающими деревянную посуду. Правда, ее росписью занялись не так давно.
Начало производству деревянной продукции с художественной росписью в Касимове было положено в 1974 году, когда при местном лесокомбинате открылся сувенирный цех. И тогда В.В. Лунин, который был в то время директором лесокомбината, пригласил из Хохломы специалиста, а для образца привез несколько хохломских изделий.
Организовывая производство, Владимир Васильевич имел договоренность с руководителями педагогического училища о том, что росписью посуды будут заниматься выпускники художественно-графического отделения. Они и приступили к работе, разрабатывая свой неповторимый касимовский узор.
Элемент «клубничка», ставший знаменитым, создавали всем коллективом, а сюжет «хмеля» придумал одаренный художник-самоучка Владимир Алексеевич Скорняков, впоследствии ставший руководителем цеха. Кроме художников, в производстве принимали участие отделочницы, занимающиеся грунтовкой и лакировкой, ложкари, токари по дереву, столяры.
В середине 90-х годов сувенирный цех стал самостоятельным производством и получил название «Радуга».
Вопреки профессиональной терминологии, изготовление сувенирной посуды в ОАО «Радуга» скупым выражением «технологический процесс» назвать совсем не хочется. Это скорее цепочка волшебных превращений деревянной заготовки в необыкновенные по красоте изделия.
Выточенная на токарном станке из древесины посуда тщательно просушивается, затем грунтуется, а после дважды покрывается масляным лаком. Следующий этап – лужение, во время которого на изделие наносится алюминиевый порошок, делающий его похожим на металлическое. Наконец, покрытие посуды цветным лаком. Он-то и превращает «серебро» в «золото». И вот чашки, ложки, вазы, солонки насыщенного желтого цвета с красноватым отливом готовы к росписи.
Человек, имеющий даже самое общее представление о различных техниках росписи в декоративно-прикладном искусстве, и тот непременно заметит сходство касимовской росписи с хохломской. И будет прав. Основа в самом деле позаимствована у знаменитой, с трехвековой историей, хохломы. Ее преемница, касимовская роспись, совсем юная – ей только три десятка лет. Но по своей цветовой палитре она богаче «старшей сестры». Есть у нашей росписи и другие отличительные черты - это уже упомянутые завитки, использование только элементов растительного мира, в то время как в хохломских изделиях, наряду с листиками и ягодками, можно встретить и изображения животных.
Сейчас в ОАО «Радуга» создают чудесные по красоте вещи. Это большие напольные вазы с живописными видами Касимова, кухонные и пельменные наборы, кружки, чашки, ложки, пасхальные яйца, шкатулки, копилки, солонки и даже футляры для бутылок – всего около 70 наименований изделий, которые можно найти не только в местном краеведческом музее, но и в магазинах, на прилавках Рязани.

Это интересно