Дорогие друзья!
В учебниках истории все мы видели картину«Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года», иллюстрирующую события Отечественной войны с французами 1812 года.



Но уверена, что мало кто помнит имя ее автора, а тем более, что-то знает о его жизни. А жизнь талантливого художника, мастера батального и исторического жанра, книжного иллюстратора Алексея Даниловича Кившенко заслуживает внимания и восхищения. И мне очень хочется рассказать об этом удивительном человеке на страницах нашего библиотечного блога.К сожалению, в сознании широкой общественности А.Д. Кившенко по-прежнему остается художником «одной картины»: ставшего хрестоматийным полотна «Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года». У «хрестоматийности» есть своя оборотная сторона. Популярность, пришедшая благодаря этой работе, обернулась для Алексея Даниловича забвением всего остального его творчества, которое на самом деле значительно и многогранно. Это картины на исторические, батальные, библейские темы, охотничьи сцены, бытовая живопись, и картины, изображающие жизнь простых людей («Портрет молодой девушки с розовой лентой», «Жнитво»).
Интересно то, что в 1891 году Кившенко сопровождал археологическую экспедицию историка Никодима Кондакова в святую землю Палестины и Сирию, откуда привёз немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт стран Ближнего Востока. Но давайте обо всем по-порядку.
Алексей Данилович Кившенко родился 22 марта 1851 года в селе Серебряные Пруды Веневского уезда Тульской губернии в семье крепостного графов Шереметевых. В семье было двенадцать детей. Алексей с детства изрядно рисовал, с увлечением копируя из журналов батальные и охотничьи сцены, а также пел в церковном хоре. В возрасте 9 лет его отправили в Петербург, где мальчик начал заниматься в хоровой капелле и в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Посещал рисовальные вечера И.Н. Крамского. В 1867 году поступил в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика и, поддавшись тогдашней моде на естественные науки, одновременно - в Технологический институт. Проучился в нем два года и бросил. Год был слушателем Медико-хирургической академии. Средства на жизнь зарабатывал «службой в Адмиралтействе, получая в качестве писца 12 рублей в месяц жалованья».

В конце концов любовь к живописи взяла верх, и в 1870 году Кившенко зачислили в Академию по классу исторической живописи, где преподавали члены Товарищества передвижных выставок профессора К.Ф. Гун и К.Е. Маковский. В Академии Алексей сдружился с будущими художниками К.А. Савицким и В.И. Суриковым. Учился он с большим рвением. Занимаясь под руководством К.Ф. Гуна в костюмном классе, создал альбом акварелей, приобретенный Академией. Полученные ранее медицинские знания пригодились ему при освоении анатомического рисунка, а составленный им атлас долго служил в качестве академического пособия.

Награды не заставили себя ждать: 1871 г. - малая и большая серебряные медали за рисунки, 1872-й - две малые серебряные медали за этюд и акварельные работы, 1874-й - большая серебряная медаль за этюд, 1876-й - малая золотая медаль за картину на библейский сюжет «Самсон и Далила » или «Пленение Самсона». В 1877 г. его академическая конкурсная работа «Брак в Кане Галилейской» удостоилась большой золотой медали. Но так как эта картина была не вполне окончена, то художнику было предложено, для приобретения права на поездку в чужие края на казенный счет для совершенствования в искусстве, написать другую картину, на тему по его собственному выбору.
Он выбрал для конкурсной картины тему «Военный совет в Филях». При этом ориентировался на описание судьбоносного совета, данное Л.Н. Толстым в «Войне и мире». Воспроизводя на своем полотне историческое событие, художник точно следовал за писателем. Так же, как в романе, за столом расположены действующие лица, на печку взобралась внучка хозяина избы. Мы видим здесь генерала-фельдмаршала М.И. Кутузова, полководцев: П.С. Кайсарова, П.П. Коновницына, Н.Н. Раевского, А.И. Остермана-Толстого, М.Б. Барклая де Толли, Ф.П. Уварова, Д.С. Дохтурова, А.П. Ермолова, К. Толя и Л.Л. Беннигсена. Все персонажи не только портретно похожи — художнику удалось передать их душевное состояние, показать отношение каждого к происходящему. И то сказать: решается судьба России! Оставить Москву или принять сражение? И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: «С потерей Москвы Россия еще не потеряна»… Картина сделала имя художника известным , принесла автору право на поездку за границу, и произвела фурор на Берлинской выставке в 1886 году.
Отправившись за границу в 1880 г., Кившенко 4 года провел в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, и исполнил в это время ряд картин различного содержания, упрочивших его известность. Эти работы, в особенности же картина: "Псарный двор", доставили ему, по его возвращении в Санкт-Петербург, звание академика (в 1884 году).

Совершенно неожиданно охотничьи сцены явились для автора причиной некоторых перемен в его творчестве. Президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович, после осмотра произведений Кившенко, пришел к выводу, что тот мог бы успешно работать как живописец - баталист. В 1883 году ему передают высочайший заказ на картины о русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов для военной галереи Зимнего дворца. Чтобы ознакомиться с натурой, летом 1884 года, Алексей Данилович едет на Кавказ, в Болгарию и Турцию. Эта поездка чуть не закончилась для него плачевно: турки приняли его за шпиона и долго держали под стражей. Батальный цикл был завершен им в основном во второй половине 1880-х гг. Картины демонстрировались на различных выставках и, как правило, имели успех. Наибольшим вниманием пользовались «Штурм Ардагана», «Зивинский бой 13 июня 1977 года»и другие полотна.

А.Д. Кившенко вел большую педагогическую работу, преподавая в 1883-1889 годах в фигурном классе Центрального училища технического рисования барона Штиглица, и руководил классом батальной живописи Высшего художественного училища Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1893 году удостоился избрания действительным членом императорской Академии художеств и присвоения звания «профессор».
Алексей Данилович Кившенко был неутомимым путешественником, не раз с экспедициями отправлялся на Восток, в Германию, Австрию, Италию, Турцию, запечатлевая по пути характерные пейзажи, архитектуру, быт и облик людей. В 1891 году Алексей Данилович принял участие в экспедиции историка Н. Кондакова, снаряженной Палестинским Обществом в Святую Землю. Святая Земля Палестины для христиан имеет исключительное значение. Прежде всего, потому, что эти места связаны с жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа.



Первые работы А.Д. Кившенко принесли ему широкую известность. Художник принадлежал к числу тех немногих счастливцев, чей путь в дальнейшем можно считать сплошным триумфом. Но скромное существование в молодости и напряжённый труд в течение жизни подорвали его здоровье. Он прожил неполные 44 года.
Летом 1889 года Кившенко уезжает за границу - в Киссинген, а затем в Мюнхен. По возвращении в Петербург ему пришлось отказаться от преподавательской работы в Центральном училище технического рисования. Обострение болезни грозило потерей возможности самостоятельно передвигаться. Однако он продолжал заниматься с учениками, писать последнюю свою большую батальную картину «Бой под Горным Дубняком 12 октября 1877 года», готовить акварели с охотничьими сценами для очередной выставки акварелистов, и только в июле 1895-го отправился на лечение в Гейдельберг. Но не помогали ни соленые ванны, ни переливание крови. «Он умолял докторов спасти ему хотя бы одну правую руку, потому что без работы он не мог себя представить живущим», - свидетельствовал художник В.Г. Казанцев. Что может быть страшнее для художника?!
За несколько дней до смерти мастера пришла весть об избрании его почетным членом Общества исторической живописи в Москве. Как акварелист он выступил в 1879-1880 г., работая над альбомом «Русская история в картинах». Он создал тридцать акварелей,представляющих основные события из истории России, в том числе - благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским, конец Новгородской вольницы, взятие Казани Иваном Грозным, покорение Сибири, избрание Михаила Романова и многое другое.

Наследие, оставленное нам художником, имеет большое значение. Акварели А.Д. Кившенко, изданные С.Е. Рождественским в конце XIX в., стали великолепным художественным пособием по родной истории, и в настоящее время очень часто используются в качестве иллюстраций к книгам и статьям.