Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Русский живописец А. Д. Кившенко


Дорогие друзья!

В учебниках истории все мы видели картину«Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года», иллюстрирующую события Отечественной войны с французами 1812 года.

Но уверена, что мало кто помнит имя ее автора, а тем более, что-то знает о его жизни. А жизнь талантливого художника, мастера батального и исторического жанра, книжного иллюстратора Алексея Даниловича Кившенко заслуживает внимания и восхищения. И мне очень хочется рассказать об этом удивительном человеке на страницах нашего библиотечного блога.К сожалению, в сознании широкой общественности А.Д. Кившенко по-прежнему остается художником «одной картины»: ставшего хрестоматийным полотна «Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года». У «хрестоматийности» есть своя оборотная сторона. Популярность, пришедшая благодаря этой работе, обернулась для Алексея Даниловича забвением всего остального его творчества, которое на самом деле значительно и многогранно. Это картины на исторические, батальные, библейские темы, охотничьи сцены, бытовая живопись, и картины, изображающие жизнь простых людей («Портрет молодой девушки с розовой лентой», «Жнитво»).
Интересно то, что в 1891 году Кившенко сопровождал археологическую экспедицию историка Никодима Кондакова в святую землю Палестины и Сирию, откуда привёз немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт стран Ближнего Востока. Но давайте обо всем по-порядку.

Алексей Данилович Кившенко родился 22 марта 1851 года в селе Серебряные Пруды Веневского уезда Тульской губернии в семье крепостного графов Шереметевых. В семье было двенадцать детей. Алексей с детства изрядно рисовал, с увлечением копируя из журналов батальные и охотничьи сцены, а также пел в церковном хоре. В возрасте 9 лет его отправили в Петербург, где мальчик начал заниматься в хоровой капелле и в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Посещал рисовальные вечера И.Н. Крамского. В 1867 году поступил в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика и, поддавшись тогдашней моде на естественные науки, одновременно - в Технологический институт. Проучился в нем два года и бросил. Год был слушателем Медико-хирургической академии. Средства на жизнь зарабатывал «службой в Адмиралтействе, получая в качестве писца 12 рублей в месяц жалованья».

В конце концов любовь к живописи взяла верх, и в 1870 году Кившенко зачислили в Академию по классу исторической живописи, где преподавали члены Товарищества передвижных выставок профессора К.Ф. Гун и К.Е. Маковский. В Академии Алексей сдружился с будущими художниками К.А. Савицким и В.И. Суриковым. Учился он с большим рвением. Занимаясь под руководством К.Ф. Гуна в костюмном классе, создал альбом акварелей, приобретенный Академией. Полученные ранее медицинские знания пригодились ему при освоении анатомического рисунка, а составленный им атлас долго служил в качестве академического пособия.

Награды не заставили себя ждать: 1871 г. - малая и большая серебряные медали за рисунки, 1872-й - две малые серебряные медали за этюд и акварельные работы, 1874-й - большая серебряная медаль за этюд, 1876-й - малая золотая медаль за картину на библейский сюжет «Самсон и Далила » или «Пленение Самсона». В 1877 г. его академическая конкурсная работа «Брак в Кане Галилейской» удостоилась большой золотой медали. Но так как эта картина была не вполне окончена, то художнику было предложено, для приобретения права на поездку в чужие края на казенный счет для совершенствования в искусстве, написать другую картину, на тему по его собственному выбору.

Он выбрал для конкурсной картины тему «Военный совет в Филях». При этом ориентировался на описание судьбоносного совета, данное Л.Н. Толстым в «Войне и мире». Воспроизводя на своем полотне историческое событие, художник точно следовал за писателем. Так же, как в романе, за столом расположены действующие лица, на печку взобралась внучка хозяина избы. Мы видим здесь генерала-фельдмаршала М.И. Кутузова, полководцев: П.С. Кайсарова, П.П. Коновницына, Н.Н. Раевского, А.И. Остермана-Толстого, М.Б. Барклая де Толли, Ф.П. Уварова, Д.С. Дохтурова, А.П. Ермолова, К. Толя и Л.Л. Беннигсена. Все персонажи не только портретно похожи — художнику удалось передать их душевное состояние, показать отношение каждого к происходящему. И то сказать: решается судьба России! Оставить Москву или принять сражение? И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: «С потерей Москвы Россия еще не потеряна»… Картина сделала имя художника известным , принесла автору право на поездку за границу, и произвела фурор на Берлинской выставке в 1886 году.

Отправившись за границу в 1880 г., Кившенко 4 года провел в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, и исполнил в это время ряд картин различного содержания, упрочивших его известность. Эти работы, в особенности же картина: "Псарный двор", доставили ему, по его возвращении в Санкт-Петербург, звание академика (в 1884 году).
Совершенно неожиданно охотничьи сцены явились для автора причиной некоторых перемен в его творчестве. Президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович, после осмотра произведений Кившенко, пришел к выводу, что тот мог бы успешно работать как живописец - баталист. В 1883 году ему передают высочайший заказ на картины о русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов для военной галереи Зимнего дворца. Чтобы ознакомиться с натурой, летом 1884 года, Алексей Данилович едет на Кавказ, в Болгарию и Турцию. Эта поездка чуть не закончилась для него плачевно: турки приняли его за шпиона и долго держали под стражей. Батальный цикл был завершен им в основном во второй половине 1880-х гг. Картины демонстрировались на различных выставках и, как правило, имели успех. Наибольшим вниманием пользовались «Штурм Ардагана», «Зивинский бой 13 июня 1977 года»и другие полотна.
А.Д. Кившенко вел большую педагогическую работу, преподавая в 1883-1889 годах в фигурном классе Центрального училища технического рисования барона Штиглица, и руководил классом батальной живописи Высшего художественного училища Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1893 году удостоился избрания действительным членом императорской Академии художеств и присвоения звания «профессор».

Алексей Данилович Кившенко был неутомимым путешественником, не раз с экспедициями отправлялся на Восток, в Германию, Австрию, Италию, Турцию, запечатлевая по пути характерные пейзажи, архитектуру, быт и облик людей. В 1891 году Алексей Данилович принял участие в экспедиции историка Н. Кондакова, снаряженной Палестинским Обществом в Святую Землю. Святая Земля Палестины для христиан имеет исключительное значение. Прежде всего, потому, что эти места связаны с жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа.
Сделал свой заказ художнику и журналист А.А. Суворин, готовивший к изданию книгу-путеводитель «Палестина
». Эта книга стала итогом его поездки в страну в 1889 г. А.А. Суворин приступил к подготовке роскошного подарочного издания собранных в единое целое путевых заметок о святынях, быте и нравах народов этой ближневосточной земли. Воспользовавшись начавшимся активным археологическим обследованием мест библейской истории и тем, что в состав археологических экспедиций входили фотографы и художники, журналист попросил А.В. Кившенко об услуге – делать зарисовки для готовящейся к выходу книги. Во время непростого путешествия с членами экспедиции, снаряженной Палестинским Обществом, художник, очевидно, сделал не одну сотню рисунков, часть из которых вошла в издание, украсив и его и дополнив текст блестящим изобразительным рядом. Помимо акварелей А.Д. Кившенко в книгу вошли иллюстрации другого художника – В.И. Навозова (1862–1919). Во время всего путешествия Алексей Данилович писал акварели с видами христианских святынь, делал зарисовки природы, людей, бытовых сценок, различных построек. Из поездки он привез немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт. Почти 50 иллюстраций издатель разместил в текстах глав, изобразительно поясняя рассказ. Художник смог представить читателям Храм Святого Гроба, Камень миропомазания, Вход в пещеру Погребения, Церковь святой Елены, Голгофу, Гефсиманский сад, Пещеру пророка Иеремии, Место Святого Крещения, Мамврийский дуб. В книге помещены два замечательных портрета, выполненных А.Д. Кившенко: архимандрита Антонина и патриарха Герасима. В книге много этнографических зарисовок, дающих возможность представить жизнь и быт народов, населяющих Палестину. Текст А.А. Суворина и рисунки А.Д. Кившенко позволяют понять специфику ведения богослужения в Святых Землях.
Увидевшая свет в 1898 г. книга «Палестина» стала событием, как в истории книгоиздательства, так и в истории изданий, посвященных Святым Землям и русскому паломничеству к святыням Ближнего Востока. Это произошло не только благодаря подробному повествованию А.А. Суворина, неоднократно побывавшему в Палестине. Но, прежде всего, благодаря изумительным, эмоционально насыщенным рисункам замечательного русского художника А.Д. Кившенко, который сумел не только прочувствовать, но и передать дух и красоту Святых Мест, показать величие Христианских Святынь. Не случайно некоторые из его рисунков ближневосточного цикла были представлены на его посмертной выставке и вошли в ее каталог.

Первые работы А.Д. Кившенко принесли ему широкую известность. Художник принадлежал к числу тех немногих счастливцев, чей путь в дальнейшем можно считать сплошным триумфом. Но скромное существование в молодости и напряжённый труд в течение жизни подорвали его здоровье. Он прожил неполные 44 года.

Летом 1889 года Кившенко уезжает за границу - в Киссинген, а затем в Мюнхен. По возвращении в Петербург ему пришлось отказаться от преподавательской работы в Центральном училище технического рисования. Обострение болезни грозило потерей возможности самостоятельно передвигаться. Однако он продолжал заниматься с учениками, писать последнюю свою большую батальную картину «Бой под Горным Дубняком 12 октября 1877 года», готовить акварели с охотничьими сценами для очередной выставки акварелистов, и только в июле 1895-го отправился на лечение в Гейдельберг. Но не помогали ни соленые ванны, ни переливание крови. «Он умолял докторов спасти ему хотя бы одну правую руку, потому что без работы он не мог себя представить живущим», - свидетельствовал художник В.Г. Казанцев. Что может быть страшнее для художника?!

За несколько дней до смерти мастера пришла весть об избрании его почетным членом Общества исторической живописи в Москве. Как акварелист он выступил в 1879-1880 г., работая над альбомом «Русская история в картинах». Он создал тридцать акварелей,представляющих основные события из истории России, в том числе - благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским, конец Новгородской вольницы, взятие Казани Иваном Грозным, покорение Сибири, избрание Михаила Романова и многое другое.


Наследие, оставленное нам художником, имеет большое значение. Акварели А.Д. Кившенко, изданные С.Е. Рождественским в конце XIX в., стали великолепным художественным пособием по родной истории, и в настоящее время очень часто используются в качестве иллюстраций к книгам и статьям.
20 марта 2017
Мудрая Сова
Это интересно
Самые, самые… дикие кошки
Кошачьи – это самое замечательное семейство млекопитающих отряда хищных. Из всех хищников они наиболее приспособлены к добыче пищи путём подкрадывания, подкарауливания, реже преследования. Кошачьи ведут главным образом сумеречный и ночной образ жизни. Они живут в одиночку или семьями; львы образуют прайды. Вот некоторые из них: Тигр Масса тигра от 227 до 272 кг. В Индии иногда…
МЫШИНАЯ СЕМЬЯ
Мышиная семья – Грызуны, являются самым богатым по видовому разнообразию отрядом млекопитающих. Их характерной особенностью являются большие резцы на верхней и нижней челюстях. Внешний облик различных представителей этого отряда определяют образ жизни, места обитания. Масса грызунов может составлять от пяти граммов до нескольких десятков килограммов. Млекопитающие этого отряда встречаются…